“Туманное” будущее Арктического судоходства


						“Туманное” будущее Арктического судоходства

Фото: из открытых источников

Трансарктические перевозки находятся на подъеме из-за потепления Арктики и, как следствие, таяния морского льда, что привело к сокращению времени в пути и снижению издержек международной торговли. Однако новое исследование, опубликованное в журнале Geophysical Research Letters, показало, что Северный Ледовитый океан становится более туманным по мере исчезновения льда, что снижает видимость и вызывает дорогостоящие задержки, поскольку суда замедляют ход, чтобы избежать столкновения с опасным морским льдом.

Исчезновение арктического морского льда открыло судоходные каналы в Северо-Западном проходе и Северном морском пути, что позволило даже неледокольным судам обходить отнимающие много времени Панамский и Суэцкий каналы. Но по мере того, как лед отступает, холодный воздух подвергается воздействию более теплой воды, в результате чего теплый пар конденсируется в туман в этих новых проходах. Скрытые глыбы льда уже представляют опасность для судов, прокладывающих маршруты в тумане и с плохой видимостью.

– Будущее судоходства в Арктике неясно, но туман может представлять серьезную проблему, – сказал автор исследования океанограф из Океанологического университета Китая Сяньяо Чен. – При проектировании судоходных маршрутов через Арктику нам необходимо учитывать влияние тумана.

Чтобы изучить, как изменение климата повлияло на условия тумана вдоль арктических судоходных маршрутов, и увидеть, как условия изменятся в течение 21 века, исследователи использовали данные об арктическом тумане, собранные с 1979 по 2018 год, и климатические прогнозы, полученные на этапе проекта по взаимному сопоставлению сопряженных моделей. Ученые также смоделировали альтернативные маршруты, которые могли бы свести к минимуму количество туманных дней во время транзита.

Исследование показало, что суда, пересекающие Северо-Западный проход, чаще сталкиваются с туманом, чем суда, следующие Северным морским путем. Туман в Северо-Западном проходе, который обходит Панамский канал, более частый и стойкий и может увеличить время плавания до трех дней. Время плавания по менее туманному Северному морскому пути, минуя Суэцкий канал, по прогнозам, увеличится не более чем на один день. Согласно исследованию, в обоих предлагаемых проходах было бы меньше тумана, если бы маршруты сместились дальше от кромки морского льда.

Чен также обнаружил, что туман уже сокращает время, сэкономленное при использовании гораздо более коротких арктических маршрутов: скорость судоходства в туманные дни ниже, чем в ясные. Поскольку в Арктике становится все более туманно, судоходство может продолжать замедляться, если не будут скорректированы маршруты. Поскольку ежедневные эксплуатационные расходы крупных контейнеровозов обычно достигают 50000-150000 долларов, многодневная задержка из-за тумана быстро увеличивает затраты на трансарктический переход.

nia.eco